17.09.2011

ОЦЕНКА - самый великий демотиватор в образовании!

Сегодня мы семьей были в гостях. И между прочим затронули тему  оценок.
 Институт
Когда я училась в институте, я часто писала работы, курсовые и выполняла разные задания одногруппникам или ребятам младших курсов. И оценки им ставили всегда разные. Я бы и не возвращалась к этой теме, если бы не выполнение самостоятельных работ и тестов по грамматике. Я из троек и четверок не выбиралась((( Пыхтела и пахала, а потом плюнула и жила полной студенческой жизнью. Но когда я делала похожие работы другим и они получали 5 баллов, меня начинала "поджучивать" какая-то жабка, а почему же так? Мне 3, Ей 5 - а работа одна и та же!
Когда пришло время госа, нам устроили репетицию экзамена, такой себе предэкзамен. На котором я получила ответ на все волновавшие меня вопросы. Из комиссии один преподаватель поставила 2 против 4 и 5 других. Аргументировав это тем, что хотела меня подстегнуть за то, что часто вместо ее пар, я занималась всякой ненужной работой в газете, в студсовете и тд.
Т.е. не будь я массовиком-затейником, я бы могла заработать красный диплом.
Школа
Начну с точки зрения учителя) В одной из школ города, где я преподавала английский, детей-второклассников не оценивали по предмету. А вот третьеклассников - оценивали. И я не могла не заметить столь очевидное явление. Дети, которые не получали оценок за выполненные работы, лучше и активнее вели себя на уроках. Им было интереснее. Они соревновались и тянулись один за другим! А когда в третьем классе я ставила 7 из заветной 9, у ребенка рождалась обида на меня, на предмет и т. д.Их рвение было перебито оценкой.
По сути дела то, разве знания мы оцениваем? Мы оцениваем настроение, с которым ребенок пришел в школу, мы оцениваем его трудности, его качества, его семью, в конце-то концов! Но не знания! Об оценке знаний можно говорить при выпуске со школы. А в процессе оценивать то, как учится ребенок, те его поведение и предпочтенения - такое и взрослому не по душе! Вы, Петя Васечкин, плохо себя вечером вели, выпили много пива, из-за этого вы не смогли утром вспомнить о том, что отчет должен был лежать у меня на столе в 11-00, а не в 11-10, и о том, что вы не строго оформили по шаблону бумаги! Двойка вам! -или-меня не касается то, что ваша мама лежит в больнице, вы невнимательно вели себя на собрании сотрудников офиса - незачет!
Не знаю, смогла ли я вам донести суть. Может неудачные примеры. Но оценка ниже чем "отлично" никогда не мотивировала, а только вызывала негатив и отрицание, либо желание доказать, что я могу, а вот вы - не правы! Т.е. тоже негатив!
Гораздо успешнее люди счастливые! Но это не значит, что учиться надо плохо) Учиться надо просто - учиться! Получать опыт и навыки работы. Важен в учебе сам процесс. Умение работать.  А результат - это поставленные и достигнутые цели, но не оценки.
Интересно, что говорят психологи о негативной стороне мотивации? Угодна ли она поголовно всем, как это делают в образовательных учреждениях? Поощрение, гораздо лучшая мотивация, я так считаю.

2 комментария:

Мама - Вырастай! комментирует...

Вопрос очень серьезный и спорный. Мы с дочкой писали научную работу и делали опрос в это направлении среди учеников, учителей и родителей. Нам удалось выяснить, что в некоторых странах действительно был период без оценок, но в этом случае многие ученики, особенно подросткового возраста, не делали домашние задания. И как понять, что где-то нужно подтянуть свои знания, как родителям получать обратную связь?
Я по результатам опросов выяснили. что лучше изменить систему оценок и сделать ее более дифференцированной
, например 100 бальной. Правда и тут будут свои минусы. Говорят, что в этом случае сложнее получить 100 баллов, т.е. пятерку.

Anna (Трямтрямдия) комментирует...

Когда ввели 12-бальную систему оценивания...все стало еще хуже! Тк в методах написано черным по белому, что даже ответив на 1 вопрос на уроке - ребенок зарабатывает бал и ставьте эту 1 в журнал! Те на уроке должно быть активно. Хорошо! А потом приходит завучи и говорит - как так? Тут стоят одни 1 и 3,4,5, а вы ребенку поставили в четверти8 баллов??? И глаза на лоб! До сих пор высчитывают среднее арифметическое в школе! Бред! Нет эквивалента по заработанным балам за семестр-четверть-тримест - те например 600 баллов - это удовлетворительно, 1000 - хорошо. Тогда и стимул будет и активность на уроке - заработать как можно больше баллов. Но почему так не делают в школах - ума не приложу!Ну ладно можно в свой личный журнал ввести такую систему, ну а в официальный классный все равно надо липу потом выставлять.
Про ДЗ - да дело все в мотивации)

Рассказать